В 2016 году госкомпания из Киева «Укринмаш» переплатила половину рыночной цены (около $100 тыс.) за импорт российских двигателей КАМАЗ для бронетранспортеров армии Украины. Схема проводилась через Молдову под предлогом обхода эмбарго властей Украины на закупку техники в России, сообщают молдавские СМИ.
Чтобы «накрутить» цену, двигатели ввезли в Кишинев из РФ как гражданские, а вывезли под видом «модифицированных военных» через трех посредников: одну немецкую и две молдавские компании.
Эмбарго на закупку техники в России, в контексте военных действий на востоке Украины, было введено с 2014 года. Запрет был введен на госзакупки украинскими компаниями в России у предприятий с государственным или с частично-государственным капиталом.
Журналисты RISE Moldova совместно с украинскими коллегами из Slidstvo.info выявили не только всех официальных участников сделки, но и этапы подорожания товара на 200% от российского производителя КАМАЗ до украинского получателя, — «Укринмаш», закупающей технику для украинской армии, воюющей на востоке страны.
Пруф - http://hromadske.ua/posts/motorni-dilky-yak-ukroboronprom-zakupovuie-rosiiski-dvyhuny-dlia-bronetekhniky
Пошли на повышение
24 марта 2016 года. Российская АО Внешнеторговая компания «КАМАЗ» экспортирует из России 20 двигателей модели 7403.10, произведенных автоконцерном КАМАЗ. Пункт поставки товара — Кишинев. Получатель — совместное молдо-украинское предприятие Aprotehpro SRL. Общая стоимость двигателей на выезде из России, согласно данным с таможенной базы РФ, попавшим в распоряжение RISE, — $106 тыс., то есть $5300 за единицу.
28 марта 2016 года. Молдавская компания Auto-Prezent SRL, купив двигатели у Aprotehpro, выставляет за них счет немецкой фирме SNE Nabiev Exporthandel. Теперь пунктом отправки товара значится Кишинев.
Грузополучатель и, соответственно, конечный бенефициар сделки — государственная компания из Киева «Укринмаш», специализирующаяся на торговле оружием.
31 марта 2016 года. Фирмы, упомянутые в счете от 28 марта, в том же качестве вывозят в Украину те же 20 двигателей, импортированных в Молдову неделей ранее.
Тем не менее молдо-германо-украинская сделка отличается от российско-молдавского фрагмента закупки техники для армии Украины не только числом компаний, но и назначением товара и его стоимостью.
При въезде на Украину, согласно украинской таможенной базе, общая стоимость двигателей выросла почти в три раза — с $106 до $300 тыс. То есть цена одной единицы обошлась минимум в $15 тыс. К описанию товара, к прежним техническим характеристикам, появилась пометка — «для БТР-80». Другими словами, — двигатели с самого начала сделки предназначались для военных целей.
Большие и маленькие «барыги»
Факт, что двигатели ввозили через Молдову груз военного назначения, в «Укринмаше» не отрицают. В декабре 2016 года предприятие опубликовало на своем официальном сайте пресс-релиз после того, как экс-президент Грузии, а ныне украинский политик Михаил Саакашвили публично обвинил «Укринмаш» в необоснованном завышении цен на импортную военную технику и запчасти для армии, в том числе на «молдавские» двигатели производства КАМАЗ.
«Двигатель покупает в Молдове некий немец по цене 5,725 евро ($6.385 — прим. RISE) за штуку и продает их Украине за $15 тыс. <…> Это мелкий торговец подержанными автомобилями. <…> Большие барыги скупают у маленького барыги», – заявлял Саакашвили.
В свою очередь, на предприятии предлагают и свою версию закупки товара по цене, значительно превышающей рыночную. «Цена [5,725 евро за один мотор], которой оперирует господин Саакашвили в заявлении, действительна для двигателей гражданского назначения, в то время как «Укринмаш» закупал модифицированные военные двигатели», — отвечает в пресс-релизе «Укринмаш».
Чтобы понять, насколько обоснована цена за один двигатель в $15 тыс. для украинских БТР-ов, журналисты выяснили рыночную цену моторов КАМАЗ, которыми дилеры торгуют в Молдове по розничным ценам, без скидок. Они запросили у двух обозначенных дилеров технические характеристики товара, идентичные тем, что указаны в таможенном описании «молдавских» 20 двигателей, ввезенных в 2016 году на Украину.
В ответе Автоцентра KAMAZ, отправленном еще в декабря 2016 года, им выставили сумму в 10 тыс. евро (около $10,7 тыс.). В конце коммерческого предложения дилера была приписка: «в зависимости от количества заказанных двигателей и условий оплаты возможно предоставление дополнительной скидки». Таким образом, посредники на сделке заработали 50%, поставив для украинских БТР двигатели для обычных КАМАЗов, а не их военную модификацию.
В «Укринмаше» обеспокоены шумом вокруг истории с их закупками: «Разглашение информации об этом и других важных контрактах приведет к срыву, как следствие снижению обороноспособности нашего государства и поставит под угрозу жизни наших защитников».
Journal information