?

Log in

No account? Create an account

Журнал ASARATOV / Автор Артём Трофимов

Заметки о России и не только ...


Previous Entry Share Flag Next Entry

Вспоминая советское школьное детство ...

Современные школьники – везунчики :)

Советское школьное детство



Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Тетрадки с промокашками

Советское школьное детство

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», «Гимн СССР». Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Советское школьное детство

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Советское школьное детство

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка – это дорого и стильно, а каллиграфия – это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке – промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе – промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: ее жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Советское школьное детство

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики – то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Советское школьное детство

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хэнд-мэйда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки – не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Советское школьное детство

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю – это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Коржик

Советское школьное детство

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене – всего 8 копеек.

Советское школьное детство

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Ранцы

Советское школьное детство

Старшеклассники щеголяли с портфелями: черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в «казаков-разбойников». А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Советское школьное детство

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Советское школьное детство

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика – если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Советское школьное детство

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих «ботаников» в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!
Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», – уверена женщина.

Точилки

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Советское школьное детство

Советское школьное детство

Просто игрушка

Советское школьное детство

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

Советское школьное детство

У каждого из нас свои воспоминания о том времени – светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?
via


promo asaratov february 24, 2016 15:45 10
Buy for 50 tokens
Уже несколько дней, практически не отрываясь, любуюсь этим зрелищем - https://www.geocam.ru/online/iss/

(Deleted comment)
karlsonfrom January 6th, 2014
Сменил три школы - ни одной "злой училки" не видел :)

goga_rom January 6th, 2014
в 83 закончил. Всё только в позитиве!

goldasblog January 6th, 2014
Все то же самое помню. Про каллиграфию, например. Как можно было иметь тетрадки без клякс, если тетрадные листы были с мельчайшими остатками непереработанной древесины: перо цеплялось и - клякса выскакивала из-под пера! Сколько слез было пролито, когда, бывало выводишь, как в прописях буквы - все точно, но из-за помарки - "3"! Да первой своей тройке я радовалась, как пятерке! Зато так набила руку, что все годы писала газеты классные и общешкольные, была редактором. Любой японец позавидует моему красивому почерку! Но по поводу"вкусных" коржиков могу поспорить, что не были они вкусными, отдавали всегда содой, я их просто терпеть не могла, да и вообще, столовскую еду - так все было невкусно - просто баланда за 15 копеек!

babai January 6th, 2014
Чистописание жуть. С двойки на тройку всегда перебивался. Перья со звездочкой до сих пор помню. После выхода пера из строя делали из них дротики.

dead_mor0z January 6th, 2014
саратовА , а ты чё, так и не научилАСь пользоваться логарифмическими линейками ? )))
з.ы. тихо спиздил и ушёл - называется нашёл !

no_essen January 6th, 2014
Я пошёл в школу в 75-м, но ручки уже были исключительно шариковые! Только вот углубления под чернильницы в партах имелись..))

__alex_loki_ January 6th, 2014
"Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное."
на западе , любое учебное заведение хоть сколь нибудь претендующее на престижность , имеет свою форму или хотя бы общий элемент одежды . а учебные заведения без собственной формы считаются "для быдла" . )

yaksh_vera January 6th, 2014
чего-то я даже всхлипнула. Ненавидела школу тогда, а сейчас думаю - осподи, как жеж здорово было)))
долго смешное рассказывать, может раздухарюсь, а по предметам:
- непременный атрибут портфеля это жеж пенаааал, пластмассовый, с циферблатом, счетами(!), цифрами и алфавитом)
- дипломат, тож пластмассовый, шумный. Классно было им "точки" в предложениях преподов ставить...Она нудит ченить, а тут бац...упало)))
- а железный конструктор палочки-уголки-дырочки? это ж чудо какое-то. Сколько поделок было собрано. Это вам не современное красочное лего
- игра в резиночки!
- в столовке помнится всегда минтай и всегда только хвосты, куда они девали саму рыбину то...Я долго была уверенна, что минтай рыба мелкая), пока в Мурманск меня не занесло.
- компоооот. Я до сих пор люблю и варю. Из суко- тьфу, сухофруктов
- чуть не забыла - Зарница. Не знаю, как кому, а мне нравилось. И это при том, что я еще и в музыкальной и в шахматной школе училась, т.е. не было у меня недостатка в общении.
- жевачки по 50 копеек. Неземной вкусноты. Мороженка по 10 копеек (дада, тот самый обрат с молока, да еще и почти ледышка, а мне нравилось).
пирожок-тошнотик с повидлом за 5 копеек)))

igla1965 January 6th, 2014
:)) +мильён!
особенно про пенааал помню хорошо, мечтаю дочке такой в школу, но их уже не делают, эх:)

crazyleopard January 6th, 2014
я помню, как мне такой подставкой для книг нос сломал мальчик) кулаком ударить девочку ему показалось мало и он отхерачил меня подставкой)

Edited at 2014-01-06 12:23 pm (UTC)

nordlight_spb January 6th, 2014
Этого мальчика потом не поставили на учёт в детскую комнату милиции?

vredtech January 6th, 2014
К коржику по 8 копеек в комплекте обычно шел стакан томатного сока по 10 )))

Вчера это у кого-то уже читал. Но, блин, в комменты прибежал политбот, и пришлось над ним немного поиздеваться в целях изучения стойкости этого самого бота. Дошли до 11 уровня, потом он начал повторяться. Дохлый.

Интересно, сюда набегут? )))


eugeniek January 6th, 2014
И где ж это коржики по 8 коп продавали? В Сибири по 11 коп, а с орешками 12.
Карандаши "кохинур" это были самые крутые карандаши!

автор мои мысли поймал?

n_lenin January 6th, 2014
Вот буквально сегодня ночью не спалось, достал школьные фотографии и смотрел, вспоминал школу.

viplissa January 6th, 2014
А у меня такая подставка для книг и сейчас есть ! И логарифмическую линейку помню...
Спасибо!

walterghost January 6th, 2014
Ага. Зато теперь изобилие и красочное совершенство.
При этом во втором классе по 6 уроков в день и шестидневка. при этом ни в одном предмете нет реальных знаний - только дрессировка и зубрёжка.

А к 9-му классу "детишки" двух слов связать не могут на бумаге - они только "крыжики" в тестах ЕГЭ ставить умеют.
А, да, и в ффконтактик постить ещё.


nordlight_spb January 6th, 2014
Не очень люблю вспоминать школьные года,хотя школа была довольно приличная,с углублённым изучением английского.Но новая директриса превратила её в гимназию полуэлитную,с нравами и дисциплиной,достойными третьего рейха.Хорошо это было уже после моего выпуска,но с ней я успел поцапаться в выпускном классе.

kotlettekiev January 6th, 2014
а у нас разрешали чертить поля красной ручкой:)а форму отменили наверное в 90м мы в 89м еще в форме были)))а школьная фотка-супер! у меня очень похожая)))

eugeniek January 6th, 2014
Вы, видимо, слишком много мяса в нее клали). Иначе как мясная котлетка могла стоить 7 копеек) Вспомните, всегда говорили, что в котлетах больше хлеба, чем мяса.