Пишет Сергей Хомутов:
С разной периодичностью, на протяжении 25 лет, в ответ на критику прежнего советского режима в нашей стране, меня упрекают в одном и том же: советская власть и коммунисты тебя растили, кормили, лечили, дали образование, а ты...
Я уверен, что растили, кормили и воспитывали меня родители (не коммунисты), а лечили и давали образование врачи и преподаватели. Так, что участие самого справедливого государства в моей судьбе я назову опосредованным. Не могу принять упреков воздыхателей по прошлому еще и потому, что совокупный трудовой стаж моих родителей превышает 80 лет. При этом большая его часть приходится на работу в отраслях, которую марксисты называли группой «А» - производство средств производства.
Знаете ли вы, что в советской стране максимальный процент заработной платы в себестоимости произведенного продукта в той же группе «А» и энергетике не превышал 6 процентов, в то время как развитых капиталистических странах это процент достигал 36 процентов.
Официальная советская пропаганда утверждала, что (цитата) «если перевести на деньги те блага и услуги, которые человек получает бесплатно или по льготным ценам, то получится сумма, составляющая 30 процентов среднестатистического месячного заработка в стране. Причем политика в области распределения благ и услуг из общественных фондов потребления такова, что человек получает их тем больше, чем меньше у него зарплата».
Даже если прибавить к невысокой заработной плате моих родителей те ежемесячные 30 процентов, всё равно получается, что 4/5 из заработной платы справедливое государство у них забирало (по сравнению с несправедливыми капиталистами).
В конце 80-х годов в газете «Аргументы и факты» был проведен сравнительный анализ доходов и расходов советского человека и жителя США. Еще тогда, вооружившись калькулятором, я попытался суммировать стоимость моего среднего и высшего образования, среднего и средне-специального образования моего старшего брата (в детский сад мы не ходили), несколько месяцев проведенных нами в пионерских лагерях (впрочем, доплачивали за путевку профсоюзы), расходы на лечение всей семьи, стоимость двухкомнатной «хрущевки» на первом этаже, три поездки родителей на курорты (один раз мама и два раза папа), другие мелкие льготы.
Считал и пересчитывал много раз, но каждый раз выходило, что государство недоплатило моим родителем около миллиона советских рублей, читай, миллион долларов. Получилось почти, как в старом анекдоте: «Теоретически мы миллионеры, а практически имеем дома … сильное государство». Или все-таки оно нас имеет? Так, что кто кому должен – большой вопрос.
Помните ленинское: «Социализм это учет и контроль!». Так вот, согласно официальной советской статистике треть (!!!) артикулов товаров народного потребления и продуктов на протяжении десятилетий (!!!) находилась в постоянном дефиците. Поверьте, речь не только о хрустале, коврах и золотых украшениях, но и о мясе, сливочном масле и шоколадных конфетах.
Так кто кому и сколько не додал?
О нематериальном
Куда-там стивенкинговским «лангольерам», пожиравшим прошлое, до славной страны Советов, которое уничтожало не только прошлое, но и настоящее. Как вы понимаете, речь об очередях.
Я не шучу, но именно в очередях, каждый советский человек терял по нескольку часов в день своего свободного времени. Если кто-то, кто жил в эпоху развитого социализма, этого не заметил – то он был большим начальником и ему всё приносили (привозили) на дом. Зато, степень самоуничижения советского человека – периодически доводило его до состояния почти восторга самим собой. Потратив несколько часов в очереди за мандаринами и получившему за свои деньги их целый килограмм в одни руки, он мог гордо возвращаться к своим малолетним детям, ощущая себя «добытчиком».
Мы были лишены возможности свободно путешествовать по миру, читать то, что хотим, нашу историю переписывали с каждым новым руководителем партии и государства. Можно было бы привести тысячи примеров подобной неволи. Если кому-то это нравилось, другой вопрос, ответ на который можно найти у Николая Некрасова: «Люди холопского звания -// Сущие псы иногда:// Чем тяжелей наказание,// Тем им милей господа».
Кстати, о литературе. Еще один пример, который поверг меня в культурный шок. То, что у нас в стране называлось сказками Ганса Христиана Андерсона, было вовсе не их полноценными переводами, а весьма своеобразными пересказами. Причем речь идет о таких знаменитых сказках, как «Русалочка», «Снежная королева», «Ойле-Лукойе» и многих других. Из каждого авторского текста советская цензура, выбрасывала все, что считала нужным. Оказывается, мы читали и любили, совсем другие сказки.
Не верите, тогда найдите адекватный современный перевод, и вы узнаете, что на пути к дворцу Снежной королевы Герда читала «Отче наш» и ее дыхание превратилось в целое воинство ангелов, которое не только согрело героиню, но и разгромило полчища воинов злой колдуньи. «Русалочку» настолько сократили и переиначили концовку, что сказка с удивительно добрым и оптимистичным финалом, предстала перед нами с жестоким окончанием.
Исходя из всего перечисленного, берусь утверждать, что я проживший в Советском Союзе бОльшую часть своей жизни, не считаю себя должником этого государства. Скорее оно осталось должным и мне, и моей семье. Как и всем остальным семьям…
И я не хочу, чтоб кто-то попрекал нас нашими несуществующими долгами перед саморазвалившимся государством.
Journal information