Журнал ASARATOV / Автор Артём Трофимов

Заметки о России и не только ...


Previous Entry Share Next Entry

Современная средняя школа. Записки учителя ...

"Они могут пользоваться противозачаточными средствами и делать аборты, и чем больше, тем лучше. Мы не хотим, чтобы они были образованны. Достаточно, если они будут считать до ста. Такие недоумки будут тем более полезны для нас. Религию мы оставим для отвлечения внимания", - Мартин Борман.

1.jpg



Если представлять жизнь школы по репортажам новостных передач телевидения, начинаешь думать, что жизнь школ налаживается: заработную плату учителям регулярно поднимают, тысячу рублей классным дали, катаются новенькие автобусы, появились компьютерные классы, дети нарядные, весёлые, по стране шагает нац.проект «Образование», наконец то власти заметили школу думает простой обыватель. Тем тяжелее правда.

Напоминаю, что в журнале ASARATOV открыта авторская рубрика "мнение" , в которой может принять участие любой желающий, которому есть что высказать на абсолютно любую тему, будь это политика, экономика, частный случай или социальная сфера.

Присылайте свои тексты на почту - asaratov@ibnbox.ru и станьте одним из авторов рубрики. Если Ваше мнение уже где-то опубликовано и Вы хотите им с нами поделиться, то достаточно просто ссылки на эту статью. Присоединяйтесь!

Автор: Александр Самсонов

Общее состояние

Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, позднее на педагогическом собрании узнал, что сейчас учится около 700 детей, когда я учился - в 90-е годы, было 1200 учеников. При этом почти половину детей привозят из восьми окружающих поселок деревень (школа в посёлке городского типа). А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю - физическое состояние детей - какие-то хлипкие, болезненные. Затем нахожу факты, подтверждающие моё впечатление. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т. п.), так если заглянуть в листок здоровья почти половина детей - в подготовительной и специальной группах, два инвалида, треть класса фактически освобождена от физической культуры - только посещают занятия. В этом же классе несколько учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии - пили несколько лет по 2-3 раза в неделю. Дали класс, стал классным, 25 учеников, только двое(!) первой группы здоровья, почти треть класса проблемы со зрением, больше половины различные хронические заболевания.

Ещё один «сюрприз» в школе больше 20 детей с диагнозом F 70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети - «подарок» от пьющих родителей.

В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма - детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают - время упущено, пообещают принять меры в общем. Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причем наливают родители - Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.

Школу губит безнаказанность и безответственность - ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями - уголовниками. Большая часть учителей смирилась с таким положением - нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет - портишь отчётность.

Не надо думать, что учителя ничего не делают - регулярно проводятся соревнования разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся - героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т. п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т. е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские.

С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально - их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов, идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед: «... надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно...Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно...всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка - отличный стимул в тяжелой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны...».

И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе - серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т. н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.

В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Учителя

Школа держалась последние 20 лет за счёт советского запаса прочности, работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых обычно долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе - продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры. Остаются в основном приспособленцы, кому наплевать на диктат директора и деградацию детей, равнодушные.

Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы - отчёты, анализы, планы, диагностики и т. п. и т. д., плюс всеобщая компьютеризация «порадовала», теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном. Все школы занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим всякие научно-исследовательские изыскания. В итоге, в ущербе опять ребёнок, когда учитель закончит писанину, ему просто некогда увидеть проблемы ребёнка, помочь ему. В общем «всё хорошо прекрасная маркиза», на бумаге - и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё тупее и больнее.

В 90-е годы смеялись над американскими рассказами Михаила Задорнова, мол какие американцы тупые, и их школьники. Могу вас заверить наши школьники их стремительно догоняют, они мало, что знают, а главное не хотят знать - зачем, если умные учителя получают меньше, чем неграмотные узбеки на стройках.

Ещё одна беда современного дошкольного и школьного образования - это отсутствие мужчин, у нас в школе их было много, аж 6 человек на 60 преподавателей, в ряде школ их вообще нет, или один и это не редкость. Поэтому мальчиков в России изначально воспитывают женщины: от дома, где отец на заработках, или его вообще нет, а если дома то пьёт, детского сада (мужчина в детском саду это просто уникальный случай), до школы. А потом многие задают вопрос, а где у нас в России настоящие мужики. А откуда им взяться то? Только путём самовоспитания, но таких единицы, в статистике они погоды не делают. Да и система общего обучения девочек и мальчиков, негативно сказывается на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки на 2-5 лет. Если некоторых «девочек» уже в 7-8 классах можно замуж отдавать, то мальчишкам ещё надо в солдатики, да в казаки разбойники играть. Это ещё один удар по мальчикам, они чувствуют себя ущербными, они меньше и их бьют девочки! Потом чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, они начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге оставшиеся годы детства загублены.

ЕГЭ - это диверсия против остатков советской школы, во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплина и русскому языку, это как минимум глупость. Сам не раз сталкивался в них с вопросами, где на устном экзамене можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. В тех же истории, обществознании надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции (хотя когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней). Выпускной класс, ученик в каждой четверти получал 2-3 двойки (в уме, помните система - пишем три два в уме), всегда по русскому, а по итогам ЕГЭ отлично.

Интересно то, что он сын местного «олигарха», получается система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т. д.), да и просто сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают, сам решал по обществознанию в этом году, по просьбе друга). Ведь провал учеников, провал школы, пятно на репутации школы, Да и просто учителя, родственники, умники из младших классов могут пойти сдать за выпускников, при определённой договорённости. В-третьих, ЕГЭ убивает время основной программы, учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

Необходимые меры спасения

1. Образование любого уровня должно быть бесплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев, да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.

2. Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений о средних веков), на методологическую, то есть если по простому не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это позволит сократить курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы до 3-4 лет.

3. В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т. к. из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек - женщин. Психология, заложенная Богом и природой у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы. С введением в программу занятий, где мальчики и девочки, разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство и т. д.), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее мировоззрение и миропонимание.

4. Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).

5. Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни, для всех образовательно-воспитательных учреждений начиная от системы закаливания (можно за основу взять «Детку» П. Иванова), кончая рукопашным боем (за основу взять систему А. Кадочникова или самбо). Восстановить спортивные сооружения, построить новые - в каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн (плавание всем полезно, и устраняет уже имеющиеся дефекты) и хотя бы открытый каток для зимнего сезона. Необходимо взять за образец Древнию Грецию, где наряду со школами были «гимнасии», где занимались физическими упражнениями.

6. Возродить бесплатную систему домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола (скажем «Русские Соколы», «внуки Сварога»).

7. Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий. Нам понадобятся и строители лунных посёлков, городов на Марсе, техперсонал звездолётов.

8. Резко повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя ВУЗа и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения - достойная оплата, в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), сьёмная квартира (дом) если нет жилья для молодых специалистов. Но перед этим конечно «зачистка» пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников.

9. Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия, к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем - с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием.

10. Возврат на первом этапе (этап - восстановление), к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-е годы, можно переиздать учебники того времени (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени (например: опыт школы Щетинина).

11. Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся - бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т. д., дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.

P.S. Коммениарий одного из читателей:

Прочел - Александр Самсонов. Современная средняя школа. Записки учителя. Двумя руками "за". Сам работал в школе учителем математики. ( г. Королев МО). Как хорошо, если бы это письмо выставили на подпись учителям (99% учителей, в т ч приспособленцы, думаю подписались бы).

P.P.S Отмечу, что этот текст я уже публиковал в этом журнале почти 5 лет назад и тогда большинство читателей с мнением автора были согласны. Как считаете, изменилось ли что-нибудь за это время? Актуален ли этот текст на сегодняшний день?

Recent Posts from This Journal


promo asaratov february 24, 2016 15:45 11
Buy for 50 tokens
Уже несколько дней, практически не отрываясь, любуюсь этим зрелищем - https://www.geocam.ru/online/iss/

almin June 23rd, 2016
подумал было что опять хохлы или правосеки виноваты,а потом глянул - ан нет, Абамка виноват.

townsman June 23rd, 2016
Скоро у них будет трамп!)

filiraene June 23rd, 2016
Оплачивать "банкет" кто будет?

omonkrivomazov June 23rd, 2016

Да опять хотят совок возродить.Ну и лопнет он снова


chuk_and_gek June 23rd, 2016
ЕГЭ- отличная система, её нужно допиливать, а не отменять.

abzaz_423 June 23rd, 2016
В шестидесятые годы помню школа была школой. У нас ученика исключили, за то, что он закурил в школьном туалете. Зато работало много кружков, кто хотел занимался. А сейчас не пойми что. Родителей встречают вопросом. Типа у нас элитная школа, чем вы готовы ей помочь?

filiraene June 23rd, 2016
Не понимаю логики исключения, в СССР.
Был закон о бесплатном обязательном среднем образовании.
Исключение ученика из школы - нарушение закона?

blade_g June 23rd, 2016
Хрень какая то. Писал дятел из тех, кто в саду с розами, интересуется только навозом под кустами.
Ни разу не похоже на настоящее положение вещей..
У меня двое - старший учится в кадетском корпусе, дочка обычной школе.
Есть родственники , у которых дети учатся в сельской школе - Ермишинский район Рязанской области.
Один только факт - ловят с табачным запахом - направляют на урок о вреде курения.
Второй раз ловят - урок о вреде курения с родителями.
В Ермиши еще строже - выставляют на общественное порицание.
Есть контроль за здоровьем детей, регулярные мед. осмотры

filiraene June 23rd, 2016
Все школы/колледжи мимо которых проезжаю за день дымят на переменах.
Хз в каких школах учатся ваши дети.

sergkz June 23rd, 2016
Добавлю: по моему убеждению, все описанные беды проистекают из либерал-европейской парадигмы "прав человека" в прочтении для "массовой культуры", которая запрещает учить чему-то человека против его желания и в конечном итоге запрещает запрещать человеку быть безграмотным наглым эгоистичным ленивым похотливым скотом.
По-моему, у несовершеннолетнего, пока он не доказал свои способности окружающим, НЕТ ПРАВА распоряжаться собственным здоровьем, особенно гробить его алкоголем, табаком и прочими наркотиками. Эти права у него должны появляться только после совершеннолетия И ПЕРЕХОДА НА САМООБЕСПЕЧЕНИЕ. Пока его кормят и оплачивают родители - никаких таких прав на "самоугробление". Вплоть до помещения в заведение с принудительным лечением, как медикаментозным, так и трудотерапией.
При этом я отнюдь не возражаю против возможности сдать экзамен на "взрослость" досрочно - некоторые 12-летние будут попрактичнее и поумнее многих 30-летних. Только чтобы это был действительно экзамен, включая выживание в лесу (горах, тундре, степи - по месту жительства).

Edited at 2016-06-23 07:29 am (UTC)

filiraene June 23rd, 2016
"пока не доказал свои способности окружающим"(с)
С какого хера в отношениях между родителями и детьми появились какие - то окружающие?
Есть родители, которые решают за ребенка до совершеннолетия.

nikaens June 23rd, 2016
Описанная ситуация в сельской школе очень похожа на ту, что была в моей городской (Архангельск), советской. Изменилось только процентное соотношение наглости, хамства и полного безразличия. Как учеников, так и учителей.

И да, ни в коем случае нельзя разделять обучение для девочек и мальчиков! Это даже не прошлый, а поза- и позапозапрошлые века. Надо быть в ногу со временем. Но это не отменяет того, что должны быть отдельные уроки для мальчишек и девчонок. Например, о здоровье, о быте, о труде. Это нормально. Можно и нужно воспитать настоящих мужчин и женщин. Но, повторю ещё раз, основная программа должна быть общей!

inochi June 23rd, 2016
Это какие же разные предметы для мальчиков и девочек должны быть? А поступать они тоже в разные институты будут?

Какая, вообще, "заложенная Богом природа" в школе, которая должна учить наукам. А программа сталинского периода так и вовсе исключала для Бога право на существование.

Откуда у автора такая каша в голове?


Edited at 2016-06-23 07:37 am (UTC)

pamellas June 23rd, 2016
Из прекрасной советской школы жэ )))

sergo_volkov June 23rd, 2016
По этим нацистским заветам все выполняется уже более четверти века.
А любая попытка противодействия наталкивается на ужасающий визг: "Не тронь свободу!"

goblinnss June 23rd, 2016
Исходя из моих наблюдений за школой, в которой учится моя дочь: сейчас в школе никого и ни к чему не принуждают. Хочешь - учись, и для этого есть все возможности. Не хочешь - на тебе бумажку и дальше крутись как сумеешь. Чтобы тянуть всех насильно как в СССР надо чтобы был СССР, а сейчас возврат к нему, хорошо ли это или плохо, никак невозможен. Так что я бы не стал так все драматизировать: сейчас наши школы предоставляют все возможности и условия для получения хорошего среднего образования. Для тех, еще раз повторю, кто этого хочет.

И вот здесь мы подходим к основной проблеме - как сделать так, чтобы дети захотели учиться? Никакие ухищрения образовательных систем не помогут, вот что не придумай, все равно планшет с новой игрушкой для детей будет предпочтительнее любой учебы в любой форме.
Поэтому единственная сила, которая в состоянии сподвигнуть наших чад к учебе - родители. Да-да, мы сами. Убеждать, поощрять, заставлять, наказывать. Только так.
Будь моя воля, я бы просто штрафовал родителей за неуспеваемость их детей. Ну или мягче - освобождал бы родителей отличников от всех т.н. "поборов"


you_ra_13 June 23rd, 2016
Все таки учителя. Привить любовь к конкретному предмету может только тот, кто знает в нем все интересное. Из своей школы, а это 35 лет назад я помню Физика. Из нашего класса, где было не мало троечников при поступлении в ВУЗы ВСЕ сдали физику не ниже, чем на 4!

freken_magda June 23rd, 2016
Словоблудие.

anonimusi June 23rd, 2016
Я полностью согласна. Спасибо! С удовольствием прочитала.
А вернуть в школы мужчин надо обязательно. Я давно об этом говорю.

dyukha June 23rd, 2016
вернуть? а когда они там были?

you_ra_13 June 23rd, 2016
У нас условно элитная школа. Условно, потому, что года 2 назад это была гимназия со вступительным взносом. Гимназии ликвидировали и объединили со школами и детскими садами. Теперь это школа-гимназия-2 детских сада в одном учреждении. Разделение между школой и гимназией по способностям, хотя несколько просочились, но сейчас идет речь о переводе их в другой класс - не тянут усиленную программу. Никаких вымогательств, более того директор (ему около 30) категорически продвигает отсутсвие подарков учителям (ремонты и прочее без участия родителей). Но денег уходит много, кто-то называет это поборами и бунтует, но на мой взгляд, это несколько другое - деньги собирают на экскурсии (реально много), на стенды (дети делают что-то своими руками и это полезно), на игровое изучение английского языка (с 1го класса), на посиделки классом. Во всем этом участвуют родители, не все, конечно. Зарплата не безумная, но, на мой взгляд 50-80 тысяч в месяц вполне себе зарплата. Многие учителя приезжают на машинах. Курение в рамках школьного двора изведено. Мне видится изменения положительные. В 1999 мой первый шел в школу и тогда текст вполне соответствовал. Сейчас категорически нет. И да, весьма важное, вопрос КТО конкретно занимается школой. Возможно, это реальная заслуга нашего директора, но кто мешает остальным? Начни с себя.

Положительных моментов в тексте нашел два - Дворцов пионеров и ПТУ, на мой взгляд, не хватает. Надеюсь это дело времени.

kit_zanuda June 23rd, 2016
Еще 8-й пункт (рост престижа профессии учителя), ИМХО, относительно разумен.

mistle_real June 23rd, 2016

Писал обиженный на всех и вся демагог, брюзга и ханжа. И дети у него не те, и учителя. И раздельнон обучение надо. Бред. Словоблудие и бред.


omonkrivomazov June 23rd, 2016

Так этож совковый афтар.Все у него "расширить","углубить","обязать".Кто-то должен за него сделать



Edited at 2016-06-23 09:13 am (UTC)

publicenemy June 23rd, 2016
Я, пожалуй, "за" раздельное обучение. У меня дочь шестой класс закончила. Со многим, сказанным автором, я согласен.

Думаю, что школы бывают разные. Где-то, может, всё и хорошо, но насколько я могу судить, в большинстве мест примерно так, как пишет автор. И это печально.

?

Log in

No account? Create an account